Русский музей
Дополненная реальность

 

Пейзаж с бурлаками. Первая половина 1810-х

Кипренский О.А.
Бумага, акварель, бистр, кисть, перо, белила
20 x 24

Русский музей

Аннотация

Один из самых известных графических листов Кипренского. Мотив реки как символа жизни и медленно движущейся по ней барки, которую тащат бурлаки, — явная метафора художника-романтика. Примечательно, что, в отличие от пейзажей XVIII столетия и многих видов первой половины XIX века, это изображение Кипренского почти моно-хромно. Оно исполнено на небольшого размера листе бумаги бледно-желтого цвета, покрыто голубой акварелью, по которой нарисована вся сцена. Белила создают эффект лунных отсветов. В сравнении с пейзажами XVIII века, композиция которых вмещала в себя весь мотив, Кипренский резко обрезает изображение по краям, очерчивая его пе-ровой рамой. Такая незавершенность, случайность изображенного момента — тоже одна из черт романтического отражения мира. Художник как бы выхватывает мгновенья из потока жизни.

Биография автора

Кипренский О.А.

Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.


© Русский музей 2013-2019