Русский музей
Дополненная реальность

 

Аполлон и Дафна. 1908

Бенуа А.Н.
Картон, гуашь
70,5 х 103

Русский музей

Аннотация

Дафна – древнее растительное божество, вошедшее в круг Аполлона, утратив свою самостоятельность и став атрибутом бога. Дриады – женские духи деревьев.
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной. Аполлон, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас. Сквозь ослепляющую красоту она увидела в нем свирепость.
– Что же ты бежишь от меня, нимфа? – кричал он, пытаясь ее догнать. – Не разбойник я! Не дикий пастух! Я – Аполлон, сын Зевса! Остановись!
Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили Дафну в лавровое дерево. Тщетно обнимал Аполлон прекрасный лавр, но потом сделал его священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
В процессе переосмысления реальности, что так свойственно художникам объединения "Мир искусства", А. Н. Бенуа обращается не только к сюжетам из французской или русской истории, но в ряде случаев, и к античной мифологии. Созданная художником композиция с играющим на кифаре Аполлоном в окружении внимающих ему нимф и сатиров вполне отражает эстетические принципы автора.
Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso; 43 год до н. э – 17 или 18 год н. э.) – древнеримский поэт, прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами – "Метаморфозами" и "Искусством любви".

Биография автора

Бенуа А.Н.

Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.


© Русский музей 2013-2019