Русский музей
Дополненная реальность

 

Граф П.А. Румянцев-Задунайский. 1793

Рашетт Ж.-Д.
Мрамор
87 x 38 x 36

Русский музей

Аннотация

На ребре основания краской надпись: Румянцевъ ужасенъ для Порты горделив[ой], [п]од лавромъ онъ [великъ, великъ] и подъ оливой.

Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725, Москва – 1796, с. Ташани Полтавской губ.)
Полководец, генерал-фельдмаршал. Родился в семье генерал-аншефа. Ребенком был записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк. До 14 лет обучался дома. В 1739 г. был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, но вскоре выяснилось, что Румянцев "к гражданской службе склонности не имеет". Возвращенный в Петербург в 1740 г., Румянцев был определен в сухопутный кадетский корпус, который вскоре покинул, "пользуясь пребыванием отца в чужих краях". В 1743 г. вместе с отцом был в Швеции и привез в Петербург выгодный для России Абоский мирный договор, за что был произведен в полковники, а затем получил вместе с отцом графский титул. В дальнейшем продвигался по службе не благодаря связям, а за счет серьезной работы и собственных талантов. В начале Семилетней войны 1756–63 гг. Румянцев успешно переформировал русскую конницу. В 1757 г. умелыми действиями решил исход сражения при Гросс-Егерсдорфе. Отлично обучив вверенных ему кирасиров, Румянцев в сражении при Кунерсдорфе выдвинулся в число лучших командиров. В 1761 г. впервые применил батальонные колонны для нанесения противнику быстрого мощного удара, создал легкие батальоны и использовал в бою тактику рассыпного строя при осаде и взятии прусской крепости Кольберг, защищавшей подступы к Берлину, что было новым словом в военном искусстве второй половины XVIII в. В 1761 г. вступивший на престол Петр III, заключив мир с Пруссией, произвел Румянцева в генерал-аншефы и поставил командующим армией в войне с Данией, не успевшей начаться из-за совершенного дворцового переворота Екатерины II. В 1764 г. был назначен генерал-губернатором Украины. Выполняя волю Екатерины II, Румянцев проводил имперскую политику ликвидации автономии и усиления крепостничества в Малороссии.
Заботясь об усилении могущества России и укреплении ее южных границ, Румянцев считал необходимым продвинуть их к Черному морю, Бугу и Днестру. Во время русско-турецкой войны 1768–74 гг. проводил активные наступательные действия. В 1770 г. одержал блистательные победы при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле, заслужив чин генерал-фельдмаршала и восторженное письмо Фридриха II: "Полная победа, которую одержали вы над турецкой армией, приносит вам тем более славы, что успех ее был плодом вашего мужества, благоразумия и деятельности". В 1774 г. успешные действия в Болгарии и наступление на Шумлу, где были сосредоточены главные турецкие силы, заставил противника "заключить без отлагательства вечный мир", названный Кючук-Кайнарджийским. Почетное наименование "Задунайский", назначение главным начальником всей регулярной кавалерии русской армии, чины и заслуги не смогли соперничать с возвышением Г.А. Потемкина, и Румянцев-Задунайский стал командующим лишь номинально, не покидая своего имения. Военные идеи Румянцева, изложенные им в "Инструкции" (1761), "Обряде службы" (1770), "Мыслях" (1777), сыграли важную роль в реорганизации русской армии, в развитии отечественного военного искусства.

Биография автора

Рашетт Ж.-Д.

Рашетт Жак-Доминик (1744, Монпелье – 1809, Санкт-Петербург)
Скульптор, модельмейстер фарфоровой пластики.
Обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств, у Ж.-Ф.-Ж. Сали. В 1766 занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1771 прислал в петербургскую Императорскую Академию художеств статую «Юпитер-громовержец» (1770, Русский музей), за которую получил звание назначенного. В 1773–1777 жил в поместье Вандсбек близ Гамбурга, исполняя по заказам графа Х.-К. Шиммельмана монументальную и декоративную скульптуру. В 1779 был приглашен князем А.А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Среди многочисленных композиций, выполненных по его моделям, особенно значимо настольное украшение «Арабескового» сервиза (1784), состоящее из аллегорических групп, прославляющих царствование Екатерины II. В фарфоре и бисквитной массе он делал также портретные изображения, особое распространение получили бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I и других членов императорской семьи. Работая в области монументальной скульптуры, создал статую «Екатерина II в образе богини Кибелы» (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился, уменьшенное авторское повторение в мраморе – Русский музей), многофигурное надгробие канцлера А.А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Занимался декоративной пластикой, сотрудничая с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А.Н. Воронихиным. Выполнил скульптурное убранство холодной бани с Агатовым павильоном в Царском селе (середина 1780-х), статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея» и две парные группы «Наяда с тритоном» для большого каскада в Петергофе (1800–1806), монументальные рельефы для фасадов и интерьера Казанского собора (1806–1809). Приобрел известность как портретист, исполнив, в частности, бюсты П.А. Демидова, Л. Эйлера Г.Р. и Е.Я. Державиных, медальоны Л. Эйлера, И.Г. и А.А. Чернышевых, С.И. Плещеева и других. В 1784 был избран почетным членом берлинской Королевской Академии художеств.


© Русский музей 2013-2019