Русский музей
Дополненная реальность

 

Памятник И.Ф.Паскевичу в Варшаве. 1872

Пименов Н.С., Бок А.Р., ,
Бронза
65 х 24 х 24

Русский музей

Аннотация

Паскевич Иван Федорович (1782-1856) — генерал-фельдмаршал, участник Отечественной войны и заграничных походов 1812-1814 годов, в 1827— 1830 командир отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющий в Грузии во время русско-персидских и русско-турецких войн. Получил почетные наименования граф Эриванский (1828), светлейший князь Варшавский (1831). С 1831 — наместник Царства Польского. Руководил подавлением Польского восстания (1830-1831) и Венгерской революции (1848-1849). В Крымскую войну — главнокомандующий войсками на западных границах и на Дунае (1853-1854).

Уменьшенное повторение памятника, открытого в Варшаве в 1870 году, судя по имеющейся на основании дате и монограммам, было исполнено неустановленным пока польским мастером спустя два года после открытия монумента. До поступления в Русский музей эта бронзовая модель хранилась в Эрмитаже, а ранее — в семье Паскевичей, что подтверждает каталог фамильной коллекции, изданный в 1885 году. Перед нами достаточно точное повторение утраченного памятника, включающее не только фигуру Паскевича, но и пьедестал с барельефами, в которых нашли отражение "исторические" события военной карьеры генерал-фельдмаршала ("Взятие крепости Эривань в 1827 году", "Штурм Воли в 1831 году", "Встреча в Варшаве императора и наследника престола в 1840 году").
История создания, установки и уничтожения памятника достаточно подробно рассматривалась в польских источниках. Документы петербургских архивов рассказывают следующее: в октябре 1856 года в связи с кончиной И. Ф. Паскевича императору Александру II был показан эскиз памятника, сделанный директором Варшавской художественной школы Волковым. Этот проект вызвал множество "высочайших" поправок, согласно которым Паскевича следовало представить "без каски, в фельдмаршальском мундире, каска у ног, накинуть пальто или шинель: на пьедестале с одной стороны герб, с другой титул и лента, с двух прочих достопримечательнейшие эпохи его военной жизни".
Александр II вникал в каждую деталь будущего монумента, требуя то изменить сюжет конкретного барельефа, то переработать позу героя, "чтобы в самой статуе руки были сложены и сообразно портрету князя Варшавского, писанному живописцем Крюгером и находящемуся в галерее фельдмаршалов" в Зимнем дворце. Договор на сооружение памятника был заключен с Н. С. Пименовым в 1857 году. В одном из условий говорилось: "По вышепоименованному проекту обязуюсь я, Пименов, исполнить окончательную модель из гипса в малом виде всего монумента для всеподданнейшего представления оной на Высочайшее рассмотрение Его Императорского Величества". Два подготовительных рисунка к памятнику Паскевича хранятся в собрании ГРМ.
После смерти Пименова (1864) над завершением памятника и его установкой в Варшаве перед дворцом наместника на Краковском Предместье работал А. Р фон Бок, сменивший Пименова на посту профессора-преподавателя скульптурного класса ИАХ. Модель памятника Паскевича, показанная им в 1869 году на академической выставке, получила высочайшее утверждение. Отливка памятника производилась известной петербургской фирмой "Никольс и Плинке". Открытие монумента состоялось в присутствии Александра II 3 июля 1870 года. Памятник был поставлен перед дворцом наместника, на том самом месте, где в свое время предполагалось воздвигнуть монумент польскому генералу Йозефу Понятовскому (1763-1813). Конная статуя последнего, сделанная по модели Б. Торвальдсена, не была установлена сразу по своем завершении — в связи с событиями 1831 года это стало практически невозможным. Монументальное произведение знаменитого датского мастера Николай I решил подарить И. Ф. Паскевичу, руководившему подавлением польского восстания и назначенному наместником "усмиренного" Царства Польского. Памятник И. Понятовскому был вывезен в гомельское имение Паскевича, где находился вплоть до 1922 года. В следующем году его вернули в Польшу и торжественно установили на месте разрушенного в годы первой мировой войны памятника Паскевичу. Вторая мировая война, в свою очередь, привела к гибели бронзовой статуи Понятовского (1944), однако сохранившаяся в Копенгагене авторская модель позволила сделать новый отлив и восстановить тем самым утраченный памятник (1952). Привезенный в Варшаву, он сначала был поставлен в Лазенках, а с 1965 — занял свое нынешнее место, которое было предназначено для него уже в 1815 году и на котором более 40 лет стоял памятник И. Ф. Паскевичу. (Е. Карпова, О. Кривдина)

Биография автора

Пименов Н.С.

Пименов Николай Степанович (1812, Санкт-Петербург – 1864, там же)

Скульптор, автор скульптур, памятников и скульптурных портретов, выполнил ряд проектов для юбилейных медалей. Занимался живописью. Сын профессора ИАХ, скульптора С. С. Пименова (1784–1833). С 1829 занимался в классе скульптурных фигур и орнамента ИАХ у С. И. Гальберга. В 1829–1832 успехи ученика были отмечены двумя малыми и двумя большими серебряными медалями. Окончил академический курс со второй золотой медалью, полученный за вылепленный по программе барельеф "Гектор укоряет Париса в бездействии", аттестатом первой степени и званием классного художника. Был оставлен на три года при ИАХ для дальнейшего усовершенствования. Завершил работы отца по скульптурному оформлению здания Сената в Санкт-Петербурге. В 1837 был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. За исполненную в Италии статую "Мальчик, просящий милостыню", в 1844 был удостоен звания академика. В 1850 вернулся в Петербург, где принял участие в оформлении Исаакиевского собора. В 1854 получил звание профессора скульптуры; в 1855 (после смерти И. П. Витали) был назначен штатным профессором в скульптурный класс ИАХ, где преподавал до 1864. Состоял в Совете ИАХ.

Бок А.Р.

Бок, фон, Александр Романович,(1829-1895)
Скульптор. Окончил курс в Академии Художеств. В 1864 Академия, за исполненные им в Риме статуи "Психея" и "Амур, отпускающий на свободу пойманного им мотылька", признала его профессором, а в следующем году избрала в преподаватели скульптурного отделения. Главные произведения - монумент князя Паскевича-Эриванского в Варшаве, памятник М.И. Глинки в Смоленске, группа "Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств" (купол здания Академии художеств), статуя "Психея" (в Русском музее).


© Русский музей 2013-2019