Русский музей
Дополненная реальность

 

Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819

Брюллов К.П.
Холст, масло
162 x 209,5

Русский музей

Аннотация

На сюжет из третьей книги "Метаморфоз" Овидия. Нарцисс, красивый юноша из Фестии или Лакедемона, был сыном нимфы Лейриопы и Кефисса. Его матери было предсказано, что он будет жить до старости, если не увидит своего лица. Юношей Нарцисс часто охотился в лесах. Однажды в жаркий полдень, утомленный зноем, Нарцисс, никогда никого не любивший, склонился над источником, чтобы утолить жажду и увидел свое лицо. Как повествует Овидий: "Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою...". Позабыв о сне и пище, Нарцисс проводил дни и ночи на берегу, любуясь своим отражением, и умер от тоски. Боги превратили его в цветок, который стал называться нарциссом.
Эта картина признана одной из лучших работ К. Брюллова периода учебы в Академии художеств. В 1819 году в классе Андрея Иванова была "поставлена" в качестве задания для живописцев мужская фигура – полулежащий юноша, наклонившийся над водой. По воспоминаниям современников, художник писал пейзажный фон в парке Строгановской дачи на Черной речке. За эту картину в 1819 году Брюллов получил золотую медаль второго достоинства.

Биография автора

Брюллов К.П.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца - академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 - пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 - в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.


© Русский музей 2013-2019