Русский музей
Дополненная реальность

 

Сбитый ас. 1943

Дейнека А.А.
Холст, масло
283 x 188

Русский музей

Аннотация

Эта картина – эмоциональный отклик на победу Красной Армии в Сталинградской битве зимой 1943 года. Впервые нация предчувствовала неизбежное поражение нацистской Германии. Александр Дейнека передает это чувство в остром и пронзительном сюжете сбитого туза. Он упорно добивался необходимого ракурса, следуя многочисленным карандашным зарисовкам, фиксирующим его фронтовые впечатления от воздушных боев и воспоминания о гибели советских и немецких летчиков. Картина не предлагает никакого спокойного эстетического наслаждения; главные темы - акт мести, поражение зла и вера в окончательную победу.

Биография автора

Дейнека А.А.

Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925 ) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), "Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), "Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969).
Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.


© Русский музей 2013-2019