Русский музей
Дополненная реальность

 

Русалка. 1900

Антокольский М.М.
Мрамор
59 x 42 x 30

Русский музей

Аннотация

Художник создал скульптуру в Париже за два года до своей смерти. По состоянию здоровья он вынужден был около тридцати лет прожить вдали от родины (Неаполь, Рим, Париж). В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. Тем не менее, на Парижской Всемирной выставке он был удостоен высшей награды выставки – Большой золотой медали, награжден французским орденом Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств. На годы, проведенные за рубежом, приходится окончательное формирование творческих взглядов Антокольского: скульптора интересуют морально-философские и религиозные темы. Своих героев, объединенных бескорыстным служением истине, добру, неприятием зла и насилия, чистыми и искренними помыслами, он воплощает в скульптуре больших и малых форм. К числу последних относится и "Русалка", в которой реализовалось его представление о женской красоте и женском идеале. Образу присущи поэтичность, утонченная женственность, удивительная искренность и лиризм. "Русалка", как и многие другие работы, созданные художником за границей, обязана любви художника к своей родине. Он писал В. В. Стасову: "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня".
Повторение: мрамор (вариант) – музей-заповедник в Павловске.

Биография автора

Антокольский М.М.

Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)

Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.


© Русский музей 2013-2019